Выступление на конференции было принято благосклонно. На месте содержательной обратной связи не получилось, но уже через несколько часов у меня в ящике лежало письмо от Константина Юрьевича Полякова. С вопросами и замечаниями.
Спасибо, Константин Юрьевич.
Надеюсь, что разговор продолжится. Думаю, что разговор интересен не только мне. Поэтому свой ответ с некоторыми изменениями публикую здесь.
Спасибо, Константин Юрьевич.
Надеюсь, что разговор продолжится. Думаю, что разговор интересен не только мне. Поэтому свой ответ с некоторыми изменениями публикую здесь.
Лирическое отступление (можно пропустить)
Мой близкий знакомый рассказал мне такую историю. Его сын после успешного завершения первого курса решил бросить Университет. Отец имел с сыном беседу. Проговорили полночи. Сын если не во всем, то в основном соглашался с отцом. К концу разговора отец не сомневался, что проблема решена и решена положительно. Но сын сказал ему: "Папа, ты абсолютно прав. Все, что ты говоришь, абсолютно верно. Но у нас разная система аксиом". Документы из Университета сын забрал.
Вот и я во многом с Вами согласна. То, что Вы говорите, верно. У детей нет мотивации к учению. Большинство не умеют читать и не читают. Не способны к самостоятельной работе. Все это так. Но что дальше?
Наша исходная аксиома: современная система обучения неэффективна, не отвечает ожиданиям ни учеников, ни их родителей, ни учителей, ни социума. Ее надо и можно изменить.
Дальше - теоремы, которые надо доказывать, гипотезы, которые надо подтверждать. Теоремы оставим науке.
Мне бы хотелось перевести разговор в другое русло. Повторяю, что я с Вашими доводами согласна, но если это доводы в пользу того, что менять ничего не надо или невозможно, то, извините - неинтересно. Ни Вам доказывать, ни мне отбиваться. Давайте поговорим о гипотезах.
Гипотеза 1. Можно вести обучение индивидуализировано, объединяя учеников в группы, причем содержание и уровень изучения материала в разных группах может быть разным.
Гипотеза 1_1. Такая форма обучения более эффективна в сравнении со стандартной.
Гипотеза 2. Объяснение нового материала не является обязательной составляющей учебного процесса. Значительная часть учебного материала может быть изучена самостоятельно при выполнении определенных условий:
1) обеспечен доступ к качественным, адаптированным (разноуровневым) учебным материалам в полном объеме
2) обеспечен детальный персонифицированный контроль "прохождения курса"
2) обеспечен детальный персонифицированный контроль "прохождения курса"
3) ученик может безотлагательно получать консультационную помощь у учителя (содержательную, психологическую, методическую)
Гипотеза 2_2.
Такая форма обучения (смещение центра тяжести на самостоятельную работу) более эффективна в сравнении с традиционной. Существенно: у ученика вырабатываются навыки, необходимые для самореализации в настоящем и будущем. Коротко - навык "умения учиться".
Гипотеза 3.
Мотивация к учению может опираться на стремление к достижению личных (личностно-значимых) целей. И, если цели ясны и посильны, то мотивация может быть устойчивой.
Вот такие основные гипотезы.
Что в них ошибочного?
Если они кажутся справедливыми, то вопрос лишь в том, как организовать обучение в рамках этих гипотез.
Вот над этим мы и работаем (принимая гипотезы как справедливые)
За полтора года работы мы эти гипотезы не опровергли, но и не подтвердили пока какими-либо статистическими данными. Есть ощущения, но они не измеряются.
В чем Вы видите непреодолимое разногласие с существующими правилами и законами? Только в выставлении оценок или в чем-то еще?
К. П. писал: " методика, которую вы разрабатываете - тупиковая в нынешних условиях, потому что она противоречит всем нормативным документам;
К. П. писал: " методика, которую вы разрабатываете - тупиковая в нынешних условиях, потому что она противоречит всем нормативным документам;
Комментариев нет:
Отправить комментарий