Этот блог - рабочий дневник учителя информатики. Здесь собираются и анализируются материалы к урокам, профессиональные статьи, видеоролики и проч. - все, что мне интересно с профессиональной точки зрения. Но профессия, основательно заполняя жизненное пространство, тем не менее оставляет место и другим радостям жизни :) Что также находит отражение на этих страницах.
Заранее благодарю всех, перелистывающих страницы блога,за оставленные комментарии, советы и пожелания.
"Только для себя мы пишем одну-единственную вещь: список покупок, чтобы не забыть, что нужно купить, а возвратившись из магазина, порвать и выбросить его за ненадобностью. Любой другой текст мы пишем, чтобы что-то кому-то сказать"./Умберто эко/

понедельник, 15 октября 2012 г.

Осмысленное чтение

Смысл — сущность феномена в более широком контексте реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть-целое», делает его необходимым в качестве части этой целостности.
Из Википедии

Смысл  —  внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом

(толковый словарь Д.Н.Ушакова)
На мастер-класс Оксаны Петровой и Марины Васильевой пришла не случайно. То, что дети не умеют читать — факт известный и, кажется, никто его не спаривает. "Не умеют"  — не в том смысле, что букв не знают или не умеют их складывать в слова, а слова в фразы. Это умеют. Но что с этими словами и фразами происходит дальше? Почему они не оседают в виде понятого, осмысленного, переосмысленного осадка? Почему, как правило, ученические сообщения сводятся к copy/paste случайной информации, и вопрос по существу им же сказанного /написанного вводит ученика в ступор? Почему при поиске информации в Интернете "хватается" первый попавшийся результат, который вообще никакого отношения к задаче поиска не имеет? Список подобных "почему" можно продолжать и продолжать. Но ни в одном учебнике информатики, ни в одной методичке мне не встречалось ничего, что как-то было бы обращено к этой многосторонней проблеме.
И вот некоторое время назад на мастер-классе Людмилы Рождественской я впервые услышала термин "функциональное чтение". Вопросы и проблемы, о которых говорила Людмила, попали в полный резонанс с тем, что занимало меня.

Отрывок нашей дискуссии здесь.

Но вопросы-вопросами, а хотелось бы получить и ответы. Поэтому, увидев мастер-класс "Смысловое чтение" на Галактике, я поспешила записаться в студенты.
Сейчас, после окончания МК, собрала все свои сделанные работы  (а поработать пришлось очень интенсивно) и вижу большую разницу — с чего начинала и к чему пришла. И тем более с тем, что я вымучивала, двигаясь на ощупь, полагаясь лишь на собственную интуицию.
Это очень правильный формат — практический мастер-класс. С большой и интенсивной нагрузкой. Одно дело — почитал, понял, принял / не принял... Другое дело — сделал. Вот только тогда и понял, и увидел все подводные камни, все ямы и ухабы.
Сожалею,   что из-за вечной занятости удалось лишь немного  пообщаться с коллегами, и обсудить работы друг друга.  Но дверь еще не закрыта, она здесь: Проектировочный семинар "Смысловое чтение"

Возможно, не все я приняла безоговорочно. Например, классификацию способов чтения на просмотровое и аналитическое. Мне не хватает здесь промежуточного звена, и, соответственно, четкости в классификации учебных заданий. Но, с другой стороны, насколько важно укладываться в рамки той или иной классификации, если конечные цели не теряются?

Фрагмент из ответа на одно из заданий:

Основной объем учебного материала доступен ученикам в форме текста — сплошного и несплошного (таблицы, графики, диаграммы). Поэтому навыки смыслового чтения во всех его проявлениях — поиск информации и понимание прочитанного, преобразование текста и его интерпретация, оценка информации, - необходимы для достижения как метапредметных, так и предметных результатов,
При изучении темы «Сетевые технологии» среди других можно выделить следующие специфические навыки смыслового чтения, связанные с поиском информации в сети Интернет, и созданием веб-сайтов, которые позволяют достичь предметных и метапредметных результатов:
·         умение организовывать поиск информации по одному и нескольким критериям
·         умение ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную информацию
·         умение выделять главную и избыточную информацию
·         умение сравнивать и сопоставлять заключенную в тексте информацию, в том числе, из разных источников
·         умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию
·         умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников
·         умение отделять достоверную информацию от недостоверной, видеть пробелы в полученной информации и находить пути восполнения этих пробелов
·         умение структурировать текст
·         умение выполнять проверку правописания
умение использовать в текстовом документе таблицы, графику, видео


И не случайно в новых стандартах смысловое чтение выделено как один из метапредметных результатов изучения информатики

Оксана Геннадьевна, Марина Викторовна, огромное вам спасибо. Мастер-класс вы провели мастерски. И сколько вы вложили в него труда, времени, души - это не поддается никаким оценкам.





1 комментарий:

Оксана Петрова комментирует...

Ольга, спасибо за то, что пришли на МК, за включенное, неравнодушное участие.
Разделяю Ваше мнение об условности классификаций.
Не видела ни одной классификации смыслового чтения, чтобы она была в помощь и четко разводила понятия, приемы, действия...
Благодаря нашему разговору, когда встали вопросы о конспективном и реферативном чтении, создала более удобную схему подвидов просмотрового чтения (по меньшей мере более четко выделены цели). А это значит что можно точнее формулировать задания, составлять к ним критерии оценивания.
Буду очень рада дальнейшему сотрудничеству. Потому что изучать, анализировать, пробовать можно только сообща!

Отправить комментарий