Этот блог - рабочий дневник учителя информатики. Здесь собираются и анализируются материалы к урокам, профессиональные статьи, видеоролики и проч. - все, что мне интересно с профессиональной точки зрения. Но профессия, основательно заполняя жизненное пространство, тем не менее оставляет место и другим радостям жизни :) Что также находит отражение на этих страницах.
Заранее благодарю всех, перелистывающих страницы блога,за оставленные комментарии, советы и пожелания.
"Только для себя мы пишем одну-единственную вещь: список покупок, чтобы не забыть, что нужно купить, а возвратившись из магазина, порвать и выбросить его за ненадобностью. Любой другой текст мы пишем, чтобы что-то кому-то сказать"./Умберто эко/

пятница, 4 апреля 2014 г.

Продолжение темы "Мастер-класс Сергея Гевлича"

Попробую разложить по полочкам соображения, чем привлекает меня видеоскрайбинг вообще и «Объясняшки» в частности.
Достаточно отчетливо вырисовываются педагогические сценарии:
Сценарий #1.  «Расследование» или «Разбираемся, почему так происходит».  Варианты: «Как это работает», «Как это устроено»... Например:
  • Почему времена года сменяют друг друга (по следам мастер-класса Г. Водопьяна и А. Уварова «Исследовательские методы обучения»)?

Сценарий #2.  «Расскажи алгоритм, решение задачи…» Например:
  • Алгоритм построения  оптимального код с помощью дерева Хаффмана
  • Решение задачи на поиск фальшивой монеты с помощью чашечных весов без гирь

С педагогической точки зрения  цели, задачи и ожидаемые результаты, заложенные в этих сценариях разные.
Для первого сценария:
  • Умение выделить, вычленить проблему и при этом видеть эту проблему  включенной в связи и взаимозависимость с внешним миром
  • Умение отделять существенную информацию от второстепенной 
  • Умение ставить вопросы и находить ответы, отделять факты от гипотез 
  • Умение работать с различными источниками информации, оценивать достоверность информации
  • Умение аргументированно представлять свою точку зрения, строить монологическую речь 
  • Умение работать с инфографикой использовать готовые символы,  создавать свои собственные и с их помощью в виде графических образов описывать объекты, процессы и явления окружающего мира

Действия ученика на этапе «Диагностика смысла»:
  1. Выделить объект, процесс, явление, назвать его.
  2. Понять, что исследуем в отношении этого объекта, процесса или явления.
  3. Изучить, какие существуют ложные гипотезы, почему они ложные. изер, интрига)
  4. Ответить себе на вопрос: «В чем смысл  исследования? Что является результатом?».
    Понять и продемонстрировать убедительное и понятное доказательство известной гипотезы,
      объясняющее  явление?
    Выдвинуть собственную гипотезу, объясняющую явление,
     и продемонстрировать убедительное и понятное ее доказательство?

Действие ученика на этапе «Визуальная упаковка смысла»:
  1. Придумать визуальные ёмкие образы для всех объектов, процессов и явлений модели в их  взаимосвязи и взаимозависимости.
  2. Продумать и нарисовать на бумаге ключевые иллюстрации, которые используются для доказательства результата
  3. Выделить ключевые графические фрагменты, которые сформируют сцены, и сопоставить каждому текстовый фрагмент истории
  4. Продумать и нарисовать на бумаге финальные композиции сцен видеоролика (не более 3)
  5. Приступить к созданию видеоскрайбинга в программе «Объясняшки»

Второй сценарий мне представляется более простым и одноколейным. Но эффективным. Ученик решил задачу или разобрался в решении и, используя возможности видеоскрайбинга, рассказывает это решение, тем самым глубже проникая во все его тонкости и совершенствуя навыки аргументации и логического выстраивания доказательств.


Буду пробовать.

1 комментарий:

Maria Sonina комментирует...

Ольга, спасибо за пост. Мне близки Ваши мысли о выстраивании разных сценариев работы для разных целей деятельности. Тоже думаю ещё...

Отправить комментарий