Этот блог - рабочий дневник учителя информатики. Здесь собираются и анализируются материалы к урокам, профессиональные статьи, видеоролики и проч. - все, что мне интересно с профессиональной точки зрения. Но профессия, основательно заполняя жизненное пространство, тем не менее оставляет место и другим радостям жизни :) Что также находит отражение на этих страницах.
Заранее благодарю всех, перелистывающих страницы блога,за оставленные комментарии, советы и пожелания.
"Только для себя мы пишем одну-единственную вещь: список покупок, чтобы не забыть, что нужно купить, а возвратившись из магазина, порвать и выбросить его за ненадобностью. Любой другой текст мы пишем, чтобы что-то кому-то сказать"./Умберто эко/

понедельник, 14 апреля 2014 г.

Еще раз о визуализации и PowToon в частности

Однажды в байдарочном походе я задала нашей славной умной и образованной команде задачу, которую я помню и очень люблю еще со времен детского математического кружка. Формулировка простая. Есть 12 монет, из которых одна фальшивая. Фальшивая отличается от "хороших" только весом. Требуется найти эту фальшивую монету, используя простые чашечные весы без гирь и три взвешивания.
Фишка задачи в том, что неизвестно, легче фальшивая монета или тяжелее "хороших". Если бы у нас была информация о весе фальшивой монеты, задача была бы несложной. А вот отсутствие этой информации и делает задачу задачей.
На два дня наша команда была выбита из колеи абсолютно. Люди плохо ели, плохо спали — решали задачу. Все время казалось, что вот-вот-вот ... решение уже где-то совсем рядом, но оно опять выскальзывало, рассыпалось и разваливалось. Приходили люди с соседних стоянок, выслушивали задачу, недолго спорили, пытаясь тут же рассказать нам быстрое  решение, уходили и больше не возвращались. В общем, было весело.
На третьи сутки, устав от напряжения, команда капитулировала. И тут оказалось, что непросто не  только решить эту хитрую задачу, но и рассказать, объяснить, сделать понятным алгоритм ее решения. Ветвящийся, многовариантный алгоритм не вмещался в простые схемы. В ход шли камешки, шишки, модели весов из досок и ладошек, но без заметного успеха. При том, что алгоритм мне казался таким красивым, изящным и прозрачным.
И вот после знакомства со скрайбингом вообще и с программой "Объясняшки" в частности мне захотелось попробовать алгоритм решения задачи о фальшивой монете визуализировать в этой технологии. Просто попробовать, как можно эффективно визуализировать объяснение и решение математических или физических задач.  По основным параметрам  скрайбинг  должен подходить лучше других средств. Он позволяет отслеживать последовательные во времени шаги от начальной точки до конечной и в итоге наблюдать всю картину "с птичьего полета".
Написала сценарий, сделала наброски, но доступный iPad вместе с "Объясняшками" уехал в отпуск. Ну что ж, решила я, скрайбинг подождет, свет клином на нем не сошелся. Тем временем можно попробовать и другие инструменты визуализации. Может быть, получится еще и лучше. Так появилась презентация PowToon первой версии:
С приложением PowToon у меня было некоторое знакомство, да ученики иногда свои сообщения делают при поддержке PowToon-презентации. Но эта одна задача, наверное, стоит многих по приобретенному опыту и по тому, на сколько подводных камней пришлось натолкнуться.
Итак, впечатления от приложения (бесплатной, неполной в сравнении с Pro версией).
Плюсы очевидны и на поверхности.
  1. Программу просто освоить, интерфейс интуитивно понятен, технически работа не вызывает никаких затруднений.
  2. Большие библиотеки графических элементов — от стрелочек и геометрических фигур до забавных персонажей, в том числе, анимированных
  3. Возможность импортировать собственные картинки
  4. Интересные возможности "оживления" текста — от побуквенного появления до имитации скрайбинга
  5. Интересные необычные возможности формирования переходов между слайдами.
  6. Возможность сохранения готовой презентации в видео-формате с последующим встраиванием в веб-страницу.
На минусы наталкиваешься неожиданно, когда не получаешь "ожидаемую услугу"
  1. Текст невозможно поворачивать. А иногда так хочется разместить его вдоль стрелки.
  2. Кириллические шрифты, как водится в англоязычных программах,  в дефиците
  3. Размеры геометрических  элементов можно менять, но только сохраняя пропорции. При всем желании не удается "сплющить" прямоугольник или увеличить облачко только в ширину и т. п.
  4. На каждом слайде может располагаться ограниченное число элементов. Когда происходит "насыщение", без какого-либо сообщения и предупреждения программа просто отказывается добавлять на экран  какие-либо элементы. Мне неизвестен предел насыщения, но при решении моей задачи я его неоднократно достигала.
  5. Длительность одного слайда (а каждый элемент слайда размещается на своей позиции на линии времени) не может превышать 20 секунд. И это оказалось  существенной помехой. Можно даже сказать роковой. Рассказ (объяснение алгоритма) получился настолько быстрым, что понять что-либо непосвященному человеку оказалось невозможно. Да и посвященному тоже.

Из-за последнего пункта эксперимент получил продолжение.
Так появились еще две версии:

В общем, опыт приобрела. Если кому-то еще он будет полезен, то время потрачено не зря. Впрочем, было интересно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий