Этот блог - рабочий дневник учителя информатики. Здесь собираются и анализируются материалы к урокам, профессиональные статьи, видеоролики и проч. - все, что мне интересно с профессиональной точки зрения. Но профессия, основательно заполняя жизненное пространство, тем не менее оставляет место и другим радостям жизни :) Что также находит отражение на этих страницах.
Заранее благодарю всех, перелистывающих страницы блога,за оставленные комментарии, советы и пожелания.
"Только для себя мы пишем одну-единственную вещь: список покупок, чтобы не забыть, что нужно купить, а возвратившись из магазина, порвать и выбросить его за ненадобностью. Любой другой текст мы пишем, чтобы что-то кому-то сказать"./Умберто эко/

понедельник, 31 марта 2014 г.

Мастер-класс Сергея Гевлича и программа "Объясняшки"

И было утро 28-го марта. И был мастер-класс Сергея Гевлича  «Объясняшки: создаём учебный видео-скрайбинг». на V международной конференции "Информационные технологии для Новой Школы"
Для начала ссылки:
Уже сказано много слов - раз,  два, три, четыре, пять - о том, как профессионально и четко Сергей управлял аудиторией, в которую набилось больше 50 человек. Структура и тайминг МК были строго выверены и продуманы. 5 часов пролетели незаметно. 
Понравилась идея "переопыления", когда на подготовительном этапе группы проводят серию коротких презентаций друг другу. При этом задача слушателей - играть роль инопланетян, которым ничего непонятно, "играть дурака". 
Мне кажется, что несмотря на то, что идея "переопыления" всем понравилась и все ее оценили, собственно с переопылением у нас получилось плохо. Не хватило навыка и опыта. Не выдерживали время, и главное, "инопланетяне" вместо того, чтобы задавать вопросы, включались в обсуждение развития темы презентующих. И еще на этом этапе мне лично методичка не помогала, а мешала. Та концепт-карта, которой надо было придерживаться при "диагностике смыслов", никак не ложилась на нашу идею.
Мне и сейчас, после того как методичка читана-перечитана, кажется, что есть некоторая жесткость и ограниченность рамок, в которые методичка помещает потенциального разработчика видеоскрайбинга в программе "Объясняшки". 
Что касается результата - ролика, над которым мы работали с Юлей Гороховой и девушкой Олей (кроме имени, к сожалению, ничего об Оле не знаю), - не очень получилось, мягко говоря. Увы. Но отрицательный результат - это тоже результат. И вполне себе значимый. Мы очень хорошо увидели, чего не надо было делать и наоборот. В методичке, как оказалось, все эти грабли были описаны, да и Сергей во время МК озвучивал. Но, как говорили еще древние мудрецы, тебе сказали - ты услышал, показали - увидел, сделал - понял. 
Так что если бы у нас было еще 5 часов, все пошло бы уже иначе :))) Кроме всего, не хватало навыка рисования на iPad. Даже простые линии давались с трудом. Но уже на следующий день  вокруг меня наблюдался листопад листочков, блокнотиков, салфеточек,.разрисованных всевозможными человечками-стаканами в разных позах и со всевозможными эмоциями на круглых лицах. Следующий ролик будет значительно лучше :)
То, что показали другие участники МК, было, на мой взгляд, просто чудесно, если не забывать, что ролики сделаны в течение одного МК.
Например:
Но Сергей Гевлич строг в своих оценках. Про один из роликов, который занял призовое место на фестивале МК:
"Ваша группа, к сожалению, не поработала со смыслами.  [..] У вас было готовое стихотворение, которое в итоге и было озвучено. [...] Возможно так и надо, но мне кажется,  можно было сделать открытие... "
Да, для того, чтобы сделать реальное открытие, надо суметь сойти с привычных рельс и перевернуть свое сознание. Пока мозг рождает привычные для видео структуры - кадры, анимацию, динамику... А это - не структуры видеоскрайбинга и "Объясняшек".
К сожалению, iPad на какое-то время уехал. Но может, это и к лучшему. Надо сжиться с новыми идеями.

Продолжение следует



7 комментариев:

КП комментирует...

Было бы интересно посмотреть на реализацию этой идеи применительно к какой-нибудь теме курса информатики. Но боюсь, что тут трудозатраты очень высоки... Если делать качественно.

Ольга Тузова комментирует...

Константин Юрьевич, на самом деле, с технической точки зрения "Объясняшки" - это лишь разумный инструмент для видеоскрайбинга. Он значительно облегчает техническую работу с ним. То, что было на МК, и то, что описано Сергеем Гевличем в его методичке, - много больше. Это профессиональный подход и, можно сказать, философия визуализации процессов и явлений. Подняться на этот уровень сложно, трудозатраты высоки. У меня пока не получается.
Посмотрите: http://www.youtube.com/user/minutephysics

Ирина Волкова комментирует...

Коллеги, посмотрите примеры, созданные моими коллегами, учителями информатики. Они уже были использованы на уроках.
1) рыжий кот и система координат - http://youtu.be/3HcDM22UZt4
2) модный шуруповерт (здесь робототехника, а не информатика, правда) http://youtu.be/y3oC2qaUEFQ
Хотя я, честно говоря, больше вижу эту программу не для учителя, а для детей. Почему бы вместо надоевших презентаций не изучить такую (или подобную) программу?

КП комментирует...

> Почему бы вместо надоевших презентаций не изучить такую (или подобную) программу?
1) Когда у всех будут iPad, будет какой-то разговор.
2) Мне кажется, что с помощью презентации то же самое можно сделать быстрее.

Ольга Тузова комментирует...

Ирина, спасибо большое, но вторая ссылка на шуруповерт не ведет :( Это ссылка к новогодней открытке :) Но все равно - спасибо!
Я сейчас пытаюсь обмозговать новые для меня идеи, связанные со скрайбингом и "Объясняшками" в частности. Пока туман. Но сквозь этот туман я тоже вижу эту технологию скорее для ученических работ, чем для учительских презентаций.

Ольга Тузова комментирует...

Константин Юрьевич,
как человек взрощенный иной, до-цифровой, цивилизацией, я с печалью и тревогой прохожу по школьному коридору в переменку, наблюдая сидящих и стоящих детей, уткнувшихся в свои гаджеты. iPadы в том числе. Так может быть, предложить партнерство?
Что касается скрайбинга и Объясняшек, интересная, формирующаяся на ваших глазах презентация - это только маленькая верхушка айсберга. Под поверхностью хорошего скрайбинга - колосальная мозговая работа по осмысливания объекта / процесса / явления, создания минимальными средствами его визуального образа, его связей с внешним миров. Суть-то в этом.

КП комментирует...

> вижу эту технологию скорее для ученических работ
Да, тут согласен. Одна из причин - учителя не умеют рисовать. :-) Мне было бы стыдно показывать ученикам такие работы, какие я сейчас вижу. В том числе и у Гевлича. Вот, кстати, шуруповерт: http://www.youtube.com/watch?v=1Og2i36puOQ
Не комментирую ни по качеству, ни по содержанию.

А вот что такое качественный скрайбинг:
http://www.youtube.com/watch?v=OACMR16y5LI
Как говорится, почувствуйте разницу. Нельзя халтурить. Модных идей много, серебряной пули нет. За всем хорошим - огромный труд. Мне кажется, что многие увлекаются идеей "Я использую скрайбинг - значит, я передовой!".

> колосальная мозговая работа по осмысливания объекта / процесса / явления
Да. Для создание презентации нужно то же самое. Новая только форма.

Отправить комментарий