Прошел ЕГЭ по информатике. Не без неожиданностей. Некоторые задачи получили непривычную и незнакомую форму. И сложность их оказалась выше ожидаемой. Ученики, проштудировавшие всевозможные «самые полные» и «самые последние» сборники, растерялись. Судя, по высказываниям на форумах (http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=6336&st=250&p=193843&#entry193843), учителя не одобрили такой поворот событий.
Действительно, задача B10 не очень-то соответствует заявленной спецификации «умение строить и преобразовывать логические выражения».
Один из вариантов задачи B10:
Сколько решений имеет система логических уравнений
(Х1 /\ X2 ) V (не Х1/\ не Х2) V (X1=X3) = 1
(Х2 /\ X3 ) V (не Х2/\ не Х3) V (X2=X4) = 1
(Х3 /\ X4 ) V (не Х3/\ не Х4) V (X3=X5) = 1
…
(Х2 /\ X3 ) V (не Х2/\ не Х3) V (X2=X4) = 1
(Х3 /\ X4 ) V (не Х3/\ не Х4) V (X3=X5) = 1
…
(Х7 /\ X8) V (не Х7/\ не Х8) V (X7=X9) = 1
(Х8/\ X9 ) V (не Х8/\ не Х9) V (X8=X10) = 1
(Х8/\ X9 ) V (не Х8/\ не Х9) V (X8=X10) = 1
«Умение строить и преобразовывать логические выражения» — только один из этапов решения задачи. Но так ли далеко от информатики ушли остальные этапы? По-моему, здесь все в рамках предмета — умение анализировать и выстраивать цепочку логических суждений, умение строить формализованную модель и выбирать подходящие для анализа и синтеза информационные структуры. Задача может быть решена, разумеется, разными способами. Я бы предложила такое решение.
1. Прежде всего, на основе тождественных преобразований приведем систему к виду:
(Х1 = X2 ) V (X1=X3) = 1
(Х2 = X3 ) V (X2=X4) = 1
(Х3 = X4 ) V (X3=X5) = 1
…
(Х2 = X3 ) V (X2=X4) = 1
(Х3 = X4 ) V (X3=X5) = 1
…
(Х7 = X8) V (X7=X9) = 1
(Х8 = X9) V (X8=X10) = 1
(Х8 = X9) V (X8=X10) = 1
2. В отличие от остальных переменных, X10 встречается в системе один раз и интуитивное желание — начать решать систему с последнего уравнения. Рассмотрим X10=0. Тройки значений, удовлетворяющие при этом последнему уравнению, такие:
X10 = 0, X9=0, X8=0; X10 = 0, X9=1, X8=1; X10 = 0, X9=1, X8=0;
X10 = 0, X9=0, X8=0; X10 = 0, X9=1, X8=1; X10 = 0, X9=1, X8=0;
Нам важно здесь, что в первых двух тройках X9 и X8 имеют одинаковые значения. Тогда для каждой из них в предпоследнем уравнении существует только одно значение X7, удовлетворяющее этому уравнению. А именно, для первой тройки X7 = 0, а для второй X7 = 1. Для третьей тройки подойдут уже оба значения.
Дальше, продвигаясь шаг за шагом снизу вверх к первому уравнению, рассуждаем аналогично и ход рассуждения удобно иллюстрировать в виде дерева, по которому мы продвигаемся в поисках решений. Каждый новый узел — это значение соответствующей переменной. Если значения двух смежных узлов различны, то из узла будут выходить две ветви, иначе — одна.
Таблица внизу заменяет описанное дерево. Цветом выделены узлы, в котором происходит ветвление.
X10 | X9 | X8 | X7 | X6 | X5 | X4 | X3 | X2 | X1 | ||
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||
4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||
6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||
7 | 0 | 0 | 0 | 0 | |||||||
8 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
9 | 0 | 0 | |||||||||
10 | 1 |
Таким образом, мы получаем 10 решений.
Эти 10 решений были получены в предположении, что X10 = 0. Точно также находятся решения (их количество) в предположении, что X10 = 1. Итого — 20 решений.
Когда решение получено, то оно кажется совсем не сложным, но на его поиск у ученика уйдет, конечно, не 10 и не 15 минут. То есть, эта задача, не C4, а B10 — реальный барьер для 100-балльников. Может быть, так и было задумано? Взять врасплох? :)
Разбор подобных задач можно уже(!) посмотреть на сайте Константина Юрьевича Полякова.
Разбор подобных задач можно уже(!) посмотреть на сайте Константина Юрьевича Полякова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий