И было утро 28-го марта. И был мастер-класс Сергея Гевлича «Объясняшки: создаём учебный видео-скрайбинг». на V международной конференции "Информационные технологии для Новой Школы"
Для начала ссылки:
"Ваша группа, к сожалению, не поработала со смыслами. [..] У вас было готовое стихотворение, которое в итоге и было озвучено. [...] Возможно так и надо, но мне кажется, можно было сделать открытие... "
Да, для того, чтобы сделать реальное открытие, надо суметь сойти с привычных рельс и перевернуть свое сознание. Пока мозг рождает привычные для видео структуры - кадры, анимацию, динамику... А это - не структуры видеоскрайбинга и "Объясняшек".
К сожалению, iPad на какое-то время уехал. Но может, это и к лучшему. Надо сжиться с новыми идеями.
Продолжение следует
Для начала ссылки:
- Рефлексия Сергея Гевлича по следам проведенного МК
- "Как нарисовать велосипед" - экспресс-урок для начинающего пользователя
- Объясняшки в FaceBook
Уже сказано много слов - раз, два, три, четыре, пять - о том, как профессионально и четко Сергей управлял аудиторией, в которую набилось больше 50 человек. Структура и тайминг МК были строго выверены и продуманы. 5 часов пролетели незаметно.
Понравилась идея "переопыления", когда на подготовительном этапе группы проводят серию коротких презентаций друг другу. При этом задача слушателей - играть роль инопланетян, которым ничего непонятно, "играть дурака".
Мне кажется, что несмотря на то, что идея "переопыления" всем понравилась и все ее оценили, собственно с переопылением у нас получилось плохо. Не хватило навыка и опыта. Не выдерживали время, и главное, "инопланетяне" вместо того, чтобы задавать вопросы, включались в обсуждение развития темы презентующих. И еще на этом этапе мне лично методичка не помогала, а мешала. Та концепт-карта, которой надо было придерживаться при "диагностике смыслов", никак не ложилась на нашу идею.
Мне и сейчас, после того как методичка читана-перечитана, кажется, что есть некоторая жесткость и ограниченность рамок, в которые методичка помещает потенциального разработчика видеоскрайбинга в программе "Объясняшки".
Что касается результата - ролика, над которым мы работали с Юлей Гороховой и девушкой Олей (кроме имени, к сожалению, ничего об Оле не знаю), - не очень получилось, мягко говоря. Увы. Но отрицательный результат - это тоже результат. И вполне себе значимый. Мы очень хорошо увидели, чего не надо было делать и наоборот. В методичке, как оказалось, все эти грабли были описаны, да и Сергей во время МК озвучивал. Но, как говорили еще древние мудрецы, тебе сказали - ты услышал, показали - увидел, сделал - понял.
Так что если бы у нас было еще 5 часов, все пошло бы уже иначе :))) Кроме всего, не хватало навыка рисования на iPad. Даже простые линии давались с трудом. Но уже на следующий день вокруг меня наблюдался листопад листочков, блокнотиков, салфеточек,.разрисованных всевозможными человечками-стаканами в разных позах и со всевозможными эмоциями на круглых лицах. Следующий ролик будет значительно лучше :)
То, что показали другие участники МК, было, на мой взгляд, просто чудесно, если не забывать, что ролики сделаны в течение одного МК.
Например:
- За три моря - Елена Разживина, Татьяна Литвинова, Оксана Якушина, Жанна Ховрычева
- Читать не вредно — Александр Кононов, Мария Сонина, Елена Воронина, Наталья Баранова
- Про ЖИ и ШИ - Гончарова Татьяна, Понятовская Юлия, Чулихина Елена
- Технологии для жизни - Лидия Кобцева, Ольга Шилова, Татьяна Маштакова, Маргарита Лебедева
- Зажигай по-Питерски - Волкова Ирина, Юдина Инна, Савельева Нина.
- Выбирай на вкус - Кочнева Светлана, Силина Светлана, Титова Галина.
- Сила Убеждения - Ирина Панфилова, Оксана Петрова, Лариса Агрба, Александр Матюшкин.
"Ваша группа, к сожалению, не поработала со смыслами. [..] У вас было готовое стихотворение, которое в итоге и было озвучено. [...] Возможно так и надо, но мне кажется, можно было сделать открытие... "
Да, для того, чтобы сделать реальное открытие, надо суметь сойти с привычных рельс и перевернуть свое сознание. Пока мозг рождает привычные для видео структуры - кадры, анимацию, динамику... А это - не структуры видеоскрайбинга и "Объясняшек".
К сожалению, iPad на какое-то время уехал. Но может, это и к лучшему. Надо сжиться с новыми идеями.
Продолжение следует
7 комментариев:
Было бы интересно посмотреть на реализацию этой идеи применительно к какой-нибудь теме курса информатики. Но боюсь, что тут трудозатраты очень высоки... Если делать качественно.
Константин Юрьевич, на самом деле, с технической точки зрения "Объясняшки" - это лишь разумный инструмент для видеоскрайбинга. Он значительно облегчает техническую работу с ним. То, что было на МК, и то, что описано Сергеем Гевличем в его методичке, - много больше. Это профессиональный подход и, можно сказать, философия визуализации процессов и явлений. Подняться на этот уровень сложно, трудозатраты высоки. У меня пока не получается.
Посмотрите: http://www.youtube.com/user/minutephysics
Коллеги, посмотрите примеры, созданные моими коллегами, учителями информатики. Они уже были использованы на уроках.
1) рыжий кот и система координат - http://youtu.be/3HcDM22UZt4
2) модный шуруповерт (здесь робототехника, а не информатика, правда) http://youtu.be/y3oC2qaUEFQ
Хотя я, честно говоря, больше вижу эту программу не для учителя, а для детей. Почему бы вместо надоевших презентаций не изучить такую (или подобную) программу?
> Почему бы вместо надоевших презентаций не изучить такую (или подобную) программу?
1) Когда у всех будут iPad, будет какой-то разговор.
2) Мне кажется, что с помощью презентации то же самое можно сделать быстрее.
Ирина, спасибо большое, но вторая ссылка на шуруповерт не ведет :( Это ссылка к новогодней открытке :) Но все равно - спасибо!
Я сейчас пытаюсь обмозговать новые для меня идеи, связанные со скрайбингом и "Объясняшками" в частности. Пока туман. Но сквозь этот туман я тоже вижу эту технологию скорее для ученических работ, чем для учительских презентаций.
Константин Юрьевич,
как человек взрощенный иной, до-цифровой, цивилизацией, я с печалью и тревогой прохожу по школьному коридору в переменку, наблюдая сидящих и стоящих детей, уткнувшихся в свои гаджеты. iPadы в том числе. Так может быть, предложить партнерство?
Что касается скрайбинга и Объясняшек, интересная, формирующаяся на ваших глазах презентация - это только маленькая верхушка айсберга. Под поверхностью хорошего скрайбинга - колосальная мозговая работа по осмысливания объекта / процесса / явления, создания минимальными средствами его визуального образа, его связей с внешним миров. Суть-то в этом.
> вижу эту технологию скорее для ученических работ
Да, тут согласен. Одна из причин - учителя не умеют рисовать. :-) Мне было бы стыдно показывать ученикам такие работы, какие я сейчас вижу. В том числе и у Гевлича. Вот, кстати, шуруповерт: http://www.youtube.com/watch?v=1Og2i36puOQ
Не комментирую ни по качеству, ни по содержанию.
А вот что такое качественный скрайбинг:
http://www.youtube.com/watch?v=OACMR16y5LI
Как говорится, почувствуйте разницу. Нельзя халтурить. Модных идей много, серебряной пули нет. За всем хорошим - огромный труд. Мне кажется, что многие увлекаются идеей "Я использую скрайбинг - значит, я передовой!".
> колосальная мозговая работа по осмысливания объекта / процесса / явления
Да. Для создание презентации нужно то же самое. Новая только форма.
Отправить комментарий