Попробую разложить по полочкам соображения, чем привлекает
меня видеоскрайбинг вообще и «Объясняшки» в частности.
Достаточно отчетливо вырисовываются педагогические сценарии:
Сценарий #1. «Расследование»
или «Разбираемся, почему так происходит». Варианты: «Как это работает», «Как это
устроено»... Например:
- Почему времена года сменяют друг друга (по следам мастер-класса Г. Водопьяна и А. Уварова «Исследовательские методы обучения»)?
Сценарий #2. «Расскажи алгоритм,
решение задачи… » Например:
- Алгоритм построения оптимального код с помощью дерева Хаффмана
- Решение задачи на поиск фальшивой монеты с помощью чашечных весов без гирь
С педагогической точки зрения цели, задачи и ожидаемые результаты,
заложенные в этих сценариях разные.
Для первого сценария:
- Умение выделить, вычленить проблему и при этом видеть эту проблему включенной в связи и взаимозависимость с внешним миром
- Умение отделять существенную информацию от второстепенной
- Умение ставить вопросы и находить ответы, отделять факты от гипотез
- Умение работать с различными источниками информации, оценивать достоверность информации
- Умение аргументированно представлять свою точку зрения, строить монологическую речь
- Умение работать с инфографикой —использовать готовые символы, создавать свои собственные и с их помощью в виде графических образов описывать объекты, процессы и явления окружающего мира
Действия ученика на этапе «Диагностика
смысла»:
- Выделить объект, процесс, явление, назвать его.
- Понять, что исследуем в отношении этого объекта, процесса или явления.
- Изучить, какие существуют ложные гипотезы, почему они ложные. (Тизер, интрига)
- Ответить себе на вопрос: «В чем смысл исследования? Что является результатом?».
Понять и продемонстрировать убедительное и понятное доказательство известной гипотезы, объясняющее явление?
Выдвинуть собственную гипотезу, объясняющую явление, и продемонстрировать убедительное и понятное ее доказательство?
Действие ученика на этапе «Визуальная упаковка смысла»:
- Придумать визуальные ёмкие образы для всех объектов, процессов и явлений модели в их взаимосвязи и взаимозависимости.
- Продумать и нарисовать на бумаге ключевые иллюстрации, которые используются для доказательства результата
- Выделить ключевые графические фрагменты, которые сформируют сцены, и сопоставить каждому — текстовый фрагмент истории
- Продумать и нарисовать на бумаге финальные композиции сцен видеоролика (не более 3)
- Приступить к созданию видеоскрайбинга в программе «Объясняшки»
Второй сценарий мне представляется более простым и
одноколейным. Но эффективным. Ученик решил задачу или разобрался в решении и,
используя возможности видеоскрайбинга, рассказывает это решение, тем самым
глубже проникая во все его тонкости и совершенствуя навыки аргументации и логического
выстраивания доказательств.
Буду пробовать.
1 комментарий:
Ольга, спасибо за пост. Мне близки Ваши мысли о выстраивании разных сценариев работы для разных целей деятельности. Тоже думаю ещё...
Отправить комментарий