Обычная для завершения учебного года суета, по-спортивному
интенсивная подготовка к ЕГЭ и давно ожидаемый, но неожиданный ремонт кабинета
отодвинули на второй план анализ итоговых проектов 9-классников, которые они
защищали в конце мая. «По горячим следам» не получилось, но, может быть, это и
к лучшему — эмоции улеглись, впечатления отстоялись.
Что касается эмоций, то во время защиты они, порой,
захлёстывали и, наверное, были не вполне адекватными. Но это естественно, когда
не оправдываются осторожно-пессимистические ожидания и реальность оказывается
намного лучше их. И нет в этой реальности унылых троечников, с вечно скучающим
взглядом, заинтересовать которых чем-либо казалось непосильной задачей.
Вместо них — интересные рассказчики с блестящими глазами, владеющие темой
своего рассказа, смело отвечающие на вопросы, отстаивающие свою точку зрения и не
скрывающие удовлетворения от проделанной работы и полученного результата.
Когда эмоции улеглись, то стало очевидно, что всё не так
прекрасно, как могло показаться, но можно определённо сказать, что в общем и
целом задуманное получилось и сейчас нужно спокойно и детально проанализировать
и подредактировать на будущее некоторые детали.
Итак, процесс состоял из следующих этапов:
- Этап учительский. Выбор тем для учебного проекта. Для того, чтобы все задания имели какой-то общий стержень, мы с коллегами сосредоточились на облачных технологиях. Из них мы выбрали 7:
- Google-карты
- Сервисы для создания и хранения GPS-треков
- Облачные сервисы создания анимации
- Облачные сервисы хранения и редактирования видео-изображений
- Облачные сервисы создания QR-кодов
- Мобилография и облачные сервисы хранения и обработки фотографий
- Облачные сервисы создания электронной книги
- Этап учительский. Подготовка заданий для учебного проекта. Для этого разработали таблицу для критериального оценивания результата (она же — «Таблица самооценки»)
- Выбор учениками темы проекта осуществлялся жеребьёвкой, рабочая команда формировалась из двух человек.
- Самостоятельная работа учеников над проектом. Этот этап заканчивается «сработанным» цифровым объектом — картой, треком, видеороликом, фотоальбомом, электронной книгой и т. п.
- Подготовка учениками доклада о проделанной работе и поддерживающей доклад презентации.
- Написание эссе по теме проекта.
- Защита проекта.
Темы проектов и
проектные задания
Мы старались формулировать задания так, чтобы предполагаемый
объем работы был примерно одинаков для каждого проекта и чтобы ее характер был
разнообразным — работа с изображением, текстом, поисковыми системами,
наличие исследовательского элемента. Но так не получилось и нужны следующие
правки:
- В проектах с QR-кодами и Google-картами нужно увеличить вес оценки за фотографии, сделанные самостоятельно. Проект не должен оцениваться на «отлично», если фотографии заимствованные.
- Строже оценивать нарушение авторского права — снижать баллы за отсутствие списка источников информации или его неполноту, за использование чужого текста (изображения) как собственного.
- Мне кажется, и об этом надо подумать, что получилось
несоответствие между общим требованием к электронной книге (учебнику) и тем
пространством, которое мы для нее подготовили. В требованиях говорится:
Разработать электронную версию раздела какого-либо учебника с помощью сервиса создания электронной публикации (по выбору). Учебник должен стать привлекательным и «многослойным». Привлекательность обеспечивается красочным графическим материалом, анимацией, встроенным видео. «Многослойность» — это возможность рассмотреть материал глубже и шире, которая обеспечивается гиперссылками на дополнительные (необязательные) источники информации.При этом мы ориентируем учеников на использование таких сервисов как Calameo, и в результате получаем красивую, но плоскую и однослойную копию Word-овского документа. А попытка создания действительно многослойного электронного учебника со звуком и видео с помощью сервиса Prezi, которая была сделана одной из команд, оказалась вне рамок разработанных для этого проекта критериев. - В будущем хотелось бы добиться лучшей координации и кооперации с учителями других предметов, чтобы большая по времени и объёму работа учеников имела бы какое-то продолжение после обидно короткой 6-8-минутной защиты. Не говоря уже о том, что это позволило бы наполнить проекты более насыщенным содержанием.
Эссе
Финальная работа над проектами и их защита пришлись на самый
конец учебного года, когда дети были сильно загружены контрольными и зачётами
по другим предметам и подготовкой к итоговым экзаменам. В этих условиях эссе,
цель которого нам самим (учителям) не была абсолютно ясна, выглядело как
искусственное и лишнее приложение к проекту. Мы уже хотели тихо про него
забыть, тем более, что первые полученные нами сочинения никаких чувств, кроме
тоски и даже раздражения не вызывали. Это был набор скачанных из Интернета и
плохо согласующихся друг с другом кусков
текста на близкую к проекту тему. Но затем сами дети развеяли наши сомнения, и
цель этого задания обрела ясную форму. Мы получили короткие, на 1–2 страницы, тексты
с иллюстрациями, где ученики просто и без пафоса рассказали, чему они
научились, как шла работа, какие барьеры преодолевали. Если бы мы прочитали эти
сочинения перед защитой, то лучше и глубже восприняли бы их короткие презентации
и итоговый результат.
Кроме того, одной из основных целей эссе как учебного
задания было обучение работе с текстом на этапе его оформления. В нашей
ситуации этот обучающий элемент пропал, мы могли лишь печалиться и сетовать,
когда текст был оформлен неграмотно. Таким образом, эссе как часть проекта
оставляем, но сдается эссе за несколько дней до защиты проекта для того, чтобы,
с одной стороны, мы (учителя) заранее подготовились к защите проекта и, с
другой стороны, могли вернуть текст на доработку с замечаниями по оформлению.
Примеры выполненных проектов
GPS-треки
Google-карты (доступ временно ограничен)
Электронная книга (электронный учебник)
Видео
Примеры эссе
2 комментария:
Готова подписаться под каждым словом.
Никак не удается вытянуть на контакт некоторых предметников.
Кроме того, я столкнулась с проблемой формирования групп. Как выяснилось 3-4 человека из 50 никак не могли сформировать пару. Ни добровольно, ни принудительно.
Но одна девочка прекрасно поработала одна, а другая так никак ничего и не сделала...
Будем больше делать совместных заданий.
Зато один из мальчишек поучаствовал сразу в 3-х проектах и принес в класс сервис 3D книг http://www.zooburst.com/
https://goo.gl/photos/FBy919j8oBg4qf6bA
Ирина, спасибо!
У нас тоже были проблемы с формированием групп - ссорились, расходились. Не без этого. Но в большинстве - сработались. Им этот момент - поиск путей взаимодействия - понравился. Говорили о нем как о своем успехе.
За ссылку - спасибо. Интересно
Отправить комментарий