В прошлом году, когда мы начинали эксперимент в 10-м классе и строили модель индивидуализированного обучения информатике, труднее всего было переделать себя. Опыт и привычка не помогали, а сковывали, как тяжелые колодки.
Отказ от привычных лекций, фронтальных уроков казался роковой ошибкой. "У детей сложится искаженная картина мира!" — повторяла я на наших совещаниях.
Прошел год, и результат показывает, что "картина мира" не только не складывается искаженной, но и получается более глубокой и более осознанной. Но главный результат — дети в этой модели лучше учатся учиться.
Вооруженная новым опытом, я предложила ученикам 8-го класса самим разработать и провести урок по теме "Компьютерная обработка звука". Идея была воспринята разными учениками по-разному. Класс (точнее, полкласса) разделился на три неравные по численности группы:
1. "Пассионарии" — ученики, откликнувшиеся на идею с энтузиазмом и желанием проявить себя
2. "Испуганно-осторожные" — ученики, для которых важно "правильно" выполнить требования учителя и получить хорошую оценку
3. "Пофигисты" — ученики, мало интересующиеся тем, что происходит в пределах школы.
На первом этапе разделились на группы по 3-4 человека. Процесс прошел мирно. Вокруг "пассионариев" быстро сформировались команды нужной численности. "Пофигисты" организовались в свою группу. Я этому процессу не препятствовала.
Вместе обсудили вопросы и проблемы, которые надо исследовать. Не сразу удалось перевести разговор с платформы "Что нам нужно делать?" на платформу "А что, если мы сделаем так?..."
Остановились на общих темах:
1. Физическая природа звука
2. Процесс оцифровки. Характеристики цифрового звука. Форматы звуковых файлов
3. Редакторы звука
Группы по ходу работы могли добавлять новые темы к общему списку. Так появилась тема "Интернет-коллекции звуковых файлов".
Лидер группы взял на себя обязанности по ведению сайта, координацию работы в группе. Другие члены группы — по отдельной теме. Причем тема "Редакторы звука" предполагает подготовку и проведение практического занятия.
Единственно, что было "навязано" — группы должны были построить информационное пространство с помощью Google-сайта (шаблон "Деловое сотрудничество. Сайт проекта") и применить инструмент "SpiderScribe" (http://www.spiderscribe.net/) для структурирования информации.
Вначале с сайтом ничего не получалось. Во-первых, сам термин "сайт" дети понимают лишь как средство представления (презентации) информации. Во-вторых, в их практике не было никакого опыта организации информационного пространства. В итоге, вечером, просматривая сайты, я видела странную смесь встроенных элементов шаблона "Деловое сотрудничество" и многообещающих заголовков типа "Наш сайт — лучший сайт о звуке!".
Следующий урок начали с обсуждения строительства информационного пространства. Реакция была похожа на ситуацию с послушным ребенком, у которого отнимают игрушку и взамен дают что-то безрадостное. "Ладно, если вам так хочется, я для вас сделаю :)" Но уже на следующий урок преимущество рабочего сайта было оценено и вопросов больше не возникало. Время зимнее — простуды, пропуски уроков... Оказалось, что отсутствие товарища по команде в классе работу не останавливает. Все материалы группы доступны всем. Более того, несильно приболевший товарищ может не бросать свою команду и работать с ней с домашнего компьютера. Мне также было удобно отслеживать, что происходит в группах, подбадривать и при необходимости подправлять.
Атмосферу в классе сторонний наблюдатель, наверное, оценил бы как "балаган". Дети ходят по классу. Разговаривают, не всегда сдерживая эмоции и контролируя силу голоса. Но заинтересованный человек уловит в этом шуме отрадное: "Я понял! Давайте объясню". Или: "А я не знал(а) этого раньше. Интересно!" Или: "А давай так попробуем сделать, по-моему будет лучше".
Не уверена, что урок силами учеников получится образцовым, но, мне кажется, это — тот случай, когда процесс важнее результата.
Для иллюстрации: карта знаний (Mind Map) участника проекта
Продолжение следует
2 комментария:
Замечательна идея!
Какое количество времени было затрачено детьми на данную работу (в классе и дома)? Интересно, были ли ребята, которые проигнорировали общую работу? И если были, то как с ними поступали?
Интересная идея!
Отправить комментарий