Этот блог - рабочий дневник учителя информатики. Здесь собираются и анализируются материалы к урокам, профессиональные статьи, видеоролики и проч. - все, что мне интересно с профессиональной точки зрения. Но профессия, основательно заполняя жизненное пространство, тем не менее оставляет место и другим радостям жизни :) Что также находит отражение на этих страницах.
Заранее благодарю всех, перелистывающих страницы блога,за оставленные комментарии, советы и пожелания.
"Только для себя мы пишем одну-единственную вещь: список покупок, чтобы не забыть, что нужно купить, а возвратившись из магазина, порвать и выбросить его за ненадобностью. Любой другой текст мы пишем, чтобы что-то кому-то сказать"./Умберто эко/

вторник, 16 июня 2015 г.

Размышления об итоговых проектах 9-классников

Обычная для завершения учебного года суета, по-спортивному интенсивная подготовка к ЕГЭ и давно ожидаемый, но неожиданный ремонт кабинета отодвинули на второй план анализ итоговых проектов 9-классников, которые они защищали в конце мая. «По горячим следам» не получилось, но, может быть, это и к лучшему — эмоции улеглись, впечатления отстоялись.
Что касается эмоций, то во время защиты они, порой, захлёстывали и, наверное, были не вполне адекватными. Но это естественно, когда не оправдываются осторожно-пессимистические ожидания и реальность оказывается намного лучше их. И нет в этой реальности унылых троечников, с вечно скучающим взглядом, заинтересовать которых чем-либо казалось непосильной задачей. Вместо них — интересные рассказчики с блестящими глазами, владеющие темой своего рассказа, смело отвечающие на вопросы, отстаивающие свою точку зрения и не скрывающие удовлетворения от проделанной работы и полученного результата.
Когда эмоции улеглись, то стало очевидно, что всё не так прекрасно, как могло показаться, но можно определённо сказать, что в общем и целом задуманное получилось и сейчас нужно спокойно и детально проанализировать и подредактировать на будущее некоторые детали.
Итак, процесс состоял из следующих этапов:
  1. Этап учительский. Выбор тем для учебного проекта. Для того, чтобы все задания имели какой-то общий стержень, мы с коллегами сосредоточились на облачных технологиях. Из них мы выбрали 7: 

  • Google-карты
  • Сервисы для создания и хранения GPS-треков
  • Облачные сервисы создания анимации
  • Облачные сервисы хранения и редактирования видео-изображений
  • Облачные сервисы создания QR-кодов
  • Мобилография и облачные сервисы хранения и обработки фотографий
  • Облачные сервисы создания электронной книги

  1. Этап учительский. Подготовка заданий для учебного проекта. Для этого  разработали таблицу для критериального оценивания результата (она же — «Таблица самооценки»)
  2. Выбор учениками темы проекта осуществлялся жеребьёвкой, рабочая команда формировалась из двух человек.
  3. Самостоятельная работа учеников над проектом. Этот этап заканчивается «сработанным» цифровым объектом — картой, треком, видеороликом, фотоальбомом, электронной книгой и т. п.
  4. Подготовка учениками доклада о проделанной работе и поддерживающей доклад презентации.
  5. Написание эссе по теме проекта.
  6. Защита проекта.

Темы проектов и проектные задания
Мы старались формулировать задания так, чтобы предполагаемый объем работы был примерно одинаков для каждого проекта и чтобы ее характер был разнообразным — работа с изображением, текстом, поисковыми системами, наличие исследовательского элемента. Но так не получилось и нужны следующие правки:
  1. В проектах с QR-кодами и Google-картами нужно увеличить вес оценки за фотографии, сделанные самостоятельно. Проект не должен оцениваться на «отлично», если фотографии заимствованные.
  2. Строже оценивать нарушение авторского права — снижать баллы за отсутствие списка источников информации или его неполноту, за использование чужого текста (изображения) как собственного.
  3. Мне кажется, и об этом надо подумать, что получилось несоответствие между общим требованием к электронной книге (учебнику) и тем пространством, которое мы для нее подготовили. В требованиях говорится:
    Разработать электронную версию раздела какого-либо учебника с помощью сервиса создания электронной публикации (по выбору). Учебник должен стать привлекательным и «многослойным». Привлекательность обеспечивается красочным графическим материалом, анимацией, встроенным видео. «Многослойность» — это возможность рассмотреть материал глубже и шире, которая обеспечивается гиперссылками на дополнительные (необязательные) источники информации.При этом мы ориентируем учеников на использование таких сервисов как Calameo, и в результате получаем красивую, но плоскую и однослойную копию Word-овского документа. А попытка создания действительно многослойного электронного учебника со звуком и видео с помощью сервиса Prezi, которая была сделана одной из команд, оказалась вне рамок разработанных для этого проекта критериев.
  4. В будущем хотелось бы добиться лучшей координации и кооперации с учителями других предметов, чтобы большая по времени и объёму работа учеников имела бы какое-то продолжение после обидно короткой 6-8-минутной защиты. Не говоря уже о том, что это позволило бы наполнить проекты более насыщенным содержанием.

Эссе
Финальная работа над проектами и их защита пришлись на самый конец учебного года, когда дети были сильно загружены контрольными и зачётами по другим предметам и подготовкой к итоговым экзаменам. В этих условиях эссе, цель которого нам самим (учителям) не была абсолютно ясна, выглядело как искусственное и лишнее приложение к проекту. Мы уже хотели тихо про него забыть, тем более, что первые полученные нами сочинения никаких чувств, кроме тоски и даже раздражения не вызывали. Это был набор скачанных из Интернета и плохо согласующихся друг с другом  кусков текста на близкую к проекту тему. Но затем сами дети развеяли наши сомнения, и цель этого задания обрела ясную форму. Мы получили короткие, на 1–2 страницы, тексты с иллюстрациями, где ученики просто и без пафоса рассказали, чему они научились, как шла работа, какие барьеры преодолевали. Если бы мы прочитали эти сочинения перед защитой, то лучше и глубже восприняли бы их короткие презентации и итоговый результат.
Кроме того, одной из основных целей эссе как учебного задания было обучение работе с текстом на этапе его оформления. В нашей ситуации этот обучающий элемент пропал, мы могли лишь печалиться и сетовать, когда текст был оформлен неграмотно. Таким образом, эссе как часть проекта оставляем, но сдается эссе за несколько дней до защиты проекта для того, чтобы, с одной стороны, мы (учителя) заранее подготовились к защите проекта и, с другой стороны, могли вернуть текст на доработку с замечаниями по оформлению.

Примеры выполненных проектов
GPS-треки

Google-карты (доступ временно ограничен)

Электронная книга (электронный учебник)

Видео


Примеры эссе
Папка со всеми материалами на G-диске








2 комментария:

Ирина Афонина комментирует...

Готова подписаться под каждым словом.
Никак не удается вытянуть на контакт некоторых предметников.
Кроме того, я столкнулась с проблемой формирования групп. Как выяснилось 3-4 человека из 50 никак не могли сформировать пару. Ни добровольно, ни принудительно.
Но одна девочка прекрасно поработала одна, а другая так никак ничего и не сделала...
Будем больше делать совместных заданий.
Зато один из мальчишек поучаствовал сразу в 3-х проектах и принес в класс сервис 3D книг http://www.zooburst.com/

https://goo.gl/photos/FBy919j8oBg4qf6bA

Ольга Тузова комментирует...

Ирина, спасибо!
У нас тоже были проблемы с формированием групп - ссорились, расходились. Не без этого. Но в большинстве - сработались. Им этот момент - поиск путей взаимодействия - понравился. Говорили о нем как о своем успехе.
За ссылку - спасибо. Интересно

Отправить комментарий