Этот блог - рабочий дневник учителя информатики. Здесь собираются и анализируются материалы к урокам, профессиональные статьи, видеоролики и проч. - все, что мне интересно с профессиональной точки зрения. Но профессия, основательно заполняя жизненное пространство, тем не менее оставляет место и другим радостям жизни :) Что также находит отражение на этих страницах.
Заранее благодарю всех, перелистывающих страницы блога,за оставленные комментарии, советы и пожелания.
"Только для себя мы пишем одну-единственную вещь: список покупок, чтобы не забыть, что нужно купить, а возвратившись из магазина, порвать и выбросить его за ненадобностью. Любой другой текст мы пишем, чтобы что-то кому-то сказать"./Умберто эко/

вторник, 13 сентября 2011 г.

Вместе весело шагать по просторам?


Проштудировав книгу Александра Юрьевича Уварова "Кооперация в обучении: групповая работа" (Москва, "БОНФИ" 2002), и воодушевленная ею, а также разговорами с самим автором, пытаюсь более внимательно и более основательно применять групповые методики. Пока вопросов больше, чем ответов. Я была бы очень благодарна заглядывающим сюда Учителям, если они будут оставлять комментарии, советы и критические замечания. Заранее благодарю.

Наблюдение № 1
9 класс, урок информатики. Класс делится пополам, уроки проводят два учителя, поэтому у меня - всего 12 человек.
На предыдущих уроках изучили системы счисления. Изучили в традиционной лекционно-практической форме. Выслушали лекцию, сделали упражнения. Проверочная работа показала, что в изучаемой теме разобрались далеко не все. Часть группы (немалая) прослушала объяснения, дети не открывали учебники, презентации и прочий предложенный для самостоятельной работы материал.

Групповая работа в структуре "Рассказчик" - "Слушатель" - "Наблюдатель" ("квази-аквариум")

Цель (задача) 
Достичь полного понимания алгоритмов перевода чисел из одной системы счисления в другую, научиться применять их на практике.
Сопутствующие цели: обучение работе в группах, создание позитивной учебной обстановки, развитие навыков говорения и слушания.
Роли
Рассказчик рассказывает Слушателю, как он понял изучаемый вопрос.
Слушатель занимает активную позицию: задает вопросы, переспрашивает, уточняет.
Наблюдатель никак не вмешивается в происходящее (он вне "аквариума"), но после обсуждения делает свои комментарии, замечания, дает советы.
Сценарий
1. Класс (группа) делится на малые группы по 3 человека в каждой. Группам объясняется цель и правила работы. Проверяется, достигнуто ли понимание на этом этапе.
2. Задаются задания. Формулировка простая. Надо разобраться, как применяется тот или иной алгоритм и продемонстрировать его работу на конкретных примерах. Задания задаются по очереди. Если группа его выполнила, то подается какой-либо знак. Ориентировочное время: 5-7 минут.
3. Заданий всего три, и в ходе групповой работы ученики пересаживаются по кругу так, что каждый выполняет по очереди все три роли (одну в одном задании).
4. После выполнения всех заданий группам выдаются расчетные задачи. Задачи решаются индивидуально, но полученные ответы и решения обсуждаются и корректируются внутри группы. Учитель вызывает к доске по одному ученику из каждой группы для проверки и обсуждения решений.
5. Обсуждение итогов работы (рефлексия).

Наблюдение
Работа шла "как по маслу". Не было ни одного "сачка", все были вовлечены в активную работу, включая "наблюдателей". Принцип позитивной зависимости ("для танго нужны двое") работал. Без стеснения и боязни ученики заявляли о своем непонимании тех или иных вопросов (это нетрудно сделать в разговоре один-на-один, в отличие от заявления перед всем классом). Время от времени я слышала восклицания: "Наконец-то я понял!" За 20 минут мы смогли сделать то, что не удалось за 80. Я переходила от группы к группе или наблюдала за работой со стороны и радовалась. Однако последний этап, рефлексия, меня обескуражил. Многие, положительно оценив достигнутый результат, высказались за прежние методы работы.
Почему?

"Ну как-то привычней".
"У нас было слабое звено, оно тащило нас вниз. Мы могли бы все делать быстрее и лучше."
"Я вообще не люблю работать с кем-либо. Я люблю один (одна)"

Я заметила, что дети (этого возраста? этого конкретного класса?) отвергают всякую искусственность. В искусственной обстановке они не чувствуют себя комфортно. Например, было предложено, когда группа заканчивает работу, взяться за руки и поднять руки вверх. Это было отвергнуто сразу и безоговорочно. Может быть, в названии и в самом наличии ролей, в создании игровой ситуации, они почувствовали искусственность и, как следствие - дискомфорт?
Когда я поделилась своими наблюдениями с коллегами, кто-то заметил: "Конечно, не понравилось. Ведь пришлось работать". Трудно с этим согласиться - я видела оживленные и вполне довольные лица. Так что же не так? Или это просто поза, продиктованная духом противоречия?

2 комментария:

Светлана Георгиевна комментирует...

Спасибо за наводку на книгу и полезное сообщение.

Ольга Тузова комментирует...

Светлана Георгиевна, спасибо за слова поддержки.

Отправить комментарий