Проштудировав книгу
Александра Юрьевича Уварова "Кооперация
в обучении: групповая работа" (Москва,
"БОНФИ" 2002), и воодушевленная ею,
а также разговорами с самим автором,
пытаюсь более внимательно и более
основательно применять групповые
методики. Пока вопросов больше, чем
ответов. Я была бы очень благодарна
заглядывающим сюда Учителям, если они будут оставлять
комментарии, советы и критические
замечания. Заранее благодарю.
Наблюдение № 1
9 класс, урок информатики.
Класс делится пополам, уроки проводят
два учителя, поэтому у меня - всего 12
человек.
На предыдущих уроках
изучили системы счисления. Изучили в
традиционной лекционно-практической
форме. Выслушали лекцию, сделали
упражнения. Проверочная работа показала,
что в изучаемой теме разобрались далеко
не все. Часть группы (немалая) прослушала
объяснения, дети не открывали учебники,
презентации и прочий предложенный для
самостоятельной работы материал.
Групповая работа в
структуре "Рассказчик" - "Слушатель"
- "Наблюдатель" ("квази-аквариум")
Цель (задача)
Достичь полного
понимания алгоритмов перевода чисел
из одной системы счисления в другую,
научиться применять их на практике.
Сопутствующие цели:
обучение работе в группах, создание
позитивной учебной обстановки, развитие
навыков говорения и слушания.
Роли
Рассказчик рассказывает
Слушателю, как он понял изучаемый вопрос.
Слушатель занимает
активную позицию: задает вопросы,
переспрашивает, уточняет.
Наблюдатель никак не
вмешивается в происходящее (он вне
"аквариума"), но после обсуждения
делает свои комментарии, замечания,
дает советы.
Сценарий
1. Класс (группа) делится
на малые группы по 3 человека в каждой.
Группам объясняется цель и правила
работы. Проверяется, достигнуто ли
понимание на этом этапе.
2. Задаются задания.
Формулировка простая. Надо разобраться,
как применяется тот или иной алгоритм
и продемонстрировать его работу на
конкретных примерах. Задания задаются
по очереди. Если группа его выполнила,
то подается какой-либо знак. Ориентировочное
время: 5-7 минут.
3. Заданий всего три, и
в ходе групповой работы ученики
пересаживаются по кругу так, что каждый
выполняет по очереди все три роли (одну
в одном задании).
4. После выполнения всех
заданий группам выдаются расчетные
задачи. Задачи решаются индивидуально,
но полученные ответы и решения обсуждаются
и корректируются внутри группы. Учитель
вызывает к доске по одному ученику из
каждой группы для проверки и обсуждения
решений.
5. Обсуждение итогов
работы (рефлексия).
Наблюдение
Работа шла "как по
маслу". Не было ни одного "сачка",
все были вовлечены в активную работу,
включая "наблюдателей". Принцип
позитивной зависимости ("для танго
нужны двое") работал. Без стеснения
и боязни ученики заявляли о своем
непонимании тех или иных вопросов (это
нетрудно сделать в разговоре один-на-один,
в отличие от заявления перед всем
классом). Время от времени я слышала
восклицания: "Наконец-то я понял!"
За 20 минут мы смогли сделать то, что не
удалось за 80. Я переходила от группы к
группе или наблюдала за работой со
стороны и радовалась. Однако последний
этап, рефлексия, меня обескуражил.
Многие, положительно оценив достигнутый
результат, высказались за прежние методы
работы.
Почему?
"Ну как-то привычней".
"У нас было слабое
звено, оно тащило нас вниз. Мы могли бы
все делать быстрее и лучше."
"Я вообще не люблю
работать с кем-либо. Я люблю один (одна)"
Я заметила, что
дети (этого возраста? этого конкретного
класса?) отвергают всякую искусственность.
В искусственной обстановке они не
чувствуют себя комфортно. Например,
было предложено, когда группа заканчивает
работу, взяться за руки и поднять руки
вверх. Это было отвергнуто сразу и
безоговорочно. Может быть, в названии
и в самом наличии ролей, в создании
игровой ситуации, они почувствовали
искусственность и, как следствие -
дискомфорт?
Когда я поделилась
своими наблюдениями с коллегами, кто-то
заметил: "Конечно, не понравилось.
Ведь пришлось работать". Трудно с
этим согласиться - я видела оживленные
и вполне довольные лица. Так что же не
так? Или это просто поза, продиктованная духом
противоречия?
2 комментария:
Спасибо за наводку на книгу и полезное сообщение.
Светлана Георгиевна, спасибо за слова поддержки.
Отправить комментарий