Этот блог - рабочий дневник учителя информатики. Здесь собираются и анализируются материалы к урокам, профессиональные статьи, видеоролики и проч. - все, что мне интересно с профессиональной точки зрения. Но профессия, основательно заполняя жизненное пространство, тем не менее оставляет место и другим радостям жизни :) Что также находит отражение на этих страницах.
Заранее благодарю всех, перелистывающих страницы блога,за оставленные комментарии, советы и пожелания.
"Только для себя мы пишем одну-единственную вещь: список покупок, чтобы не забыть, что нужно купить, а возвратившись из магазина, порвать и выбросить его за ненадобностью. Любой другой текст мы пишем, чтобы что-то кому-то сказать"./Умберто эко/

воскресенье, 3 мая 2015 г.

Desmos с точки зрения учителя информатики. #1

С браузерным графическим калькулятором Desmos  меня познакомили статьи Людмилы Рождественской, опубликованные на портале Образовательная Галактика . Статьи были интерактивными - одновременно с чтением можно было сразу прикоснуться к инструменту, исследовать описанные апплеты, попробовать что-то в них менять, экспериментировать. А попробовав, уже трудно было остановиться - на экране распускались диковинные цветы, происходили фантастические трансформации, и все эти формы можно было создавать, а движением управлять.
Когда стихийные эксперименты сменились внимательным изучением, в Desmos обнаружилось множество разнообразных возможностей. Меня привлекли те из них, которые можно отнести к области информатики, предмета, который я преподаю.
Далеко не полный список этих возможностей:
  1. Компьютерная графика на основе математических формул
  2. Построение и исследование графических моделей
  3. Знакомство с различными типами и структурами данных - статическая и динамическая переменная, списки.

Рассмотрим эти возможности на примерах и попробуем оценить их образовательную ценность.

Компьютерная графика на основе математических формул

Здесь имеется в виду создание декоративных графических элементов, подобных тем, что приведены ниже (картинки кликабельны!).

Звезда
Цветок 
Бабочка
Хвост павлина

Для их создания используются непростые функции. Desmos при построении графиков справляется с ними без труда, но ученик вряд ли способен самостоятельно придумать подходящую функцию. Его задачей может быть преобразование заданной основы - подбор значений параметров, изменение масштаба кривых и другие трансформации.
Например, "Бабочка" построена многократным копированием базового элемента, причем каждая копия имеет собственный масштабирующий коэффициент.
А "Хвост павлина" получен из базового элемента подбором значений параметров и его копированием с трансформацией.
Есть ли в такой деятельности образовательная ценность? На мой взгляд, да.
В детских художественных студиях есть такое упражнение. На бумагу наносится случайными густыми пятнами краска, придавливается другим листом, и в полученной "кляксе" ребенок ищет какие-либо ассоциации, знакомые ему формы, дорисовывает несколькими штрихами, придавая завершенность объекту. В этот же ряд можно поставить работы уже зрелого художника - Михаила Шемякина и его коллекцию "Тротуары Парижа"
Здесь, в Desmos, происходит нечто подобное, но добавляется еще и специфическая аналитическая деятельность. Стремясь добиться того или иного эффекта, ученик наблюдает, как влияют значения математических параметров на достижение его цели, какая трансформация приблизит к ней, а какая, наоборот, отдалит.
И, кроме всего, понимать, что в основе декоративной компьютерной графики могут лежать математические формулы, тоже не вредно.


Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий